Как освоить программу BUZZ TRACKER, первые шаги.
В мире трекеров существует множество программ, достойных описания. Но я хотел бы остановиться именно на трекере/синтезаторе BUZZ. Основная причина моего выбора - возможность создания качественной музыки без постобработки финального микса. В общем Вы скачали BUZZ. Что же делать дальше?
БЫСТРОЕ НАЧАЛО
Установка BUZZ
Для начала необходимо корректно установить аудио устройство. Для этого зайдите в View/Preferences. Выберите драйвер Вашего аудио устройства (желательна поддержка DirectX) и кликните на кнопку Config.
В поле Device выберите Ваше аудио устройство. Затем выберите параметры:
-
Latency - максимум,
CpuLag - максимум,
Resolution - 8x,
Dithering - включено,
Timing - 20ms.
То есть все параметры желательно выставить по максимуму. После всех установок следует протестировать звук. Это можно сделать после загрузки демо сонга - File/Open. Воспроизведение клавиша F5 или клик на соответствующую иконку на панели управления BUZZ.
Также можно установить пути к сэмплам (View/Preferences/WaveTable) и при наличии MIDI-клавиатуры реализовать ее включение в BUZZ (View/Preferences/MIDI Input).
Следует отметить, что BUZZ требует немалых системных ресурсов и ресурсов центрального процессора. Минимальная конфигурация для запуска BUZZ - Pentium 133, 16Mb. Для идеальной работы "без тормозов" - Pentium 200, 32Mb.
Основная концепция BUZZ
Основной концепцией редактора BUZZ является принцип Generator->Effect->Master. То есть принцип очень прост - мы создаем генератор звука - машину (встроенный генератор звуков BUZZ или загруженный сэмпл) и пропускаем этот звук через ряд эффектов (reverberation, delay, chorus, flanger и т.д.) с последующим подключением к Master. Чтобы создать новую машину кликните на View Machines (клавиша F3 ) и 2 раза кликните на бэкграунде BUZZ. Выберите машину или эффект, нажмите ОК. Все машины и эффекты должны быть подключены к Master, в противном случае Вы ничего не услышите.
Соединение машин
Допустим необходимо соединить машину с Master. Для соединения машины с Master нужно, удерживая клавишу SHIFT, кликнуть на машину и, не отпуская клавиши мышки, провести появившуюся линию до Master. В итоге мы получим машину соединенную с Master. Посередине линии соединения мы увидим треугольник. Если кликнуть на нем правой клавишей мыши - можно выбрать одну из 2 опций. Disconnect Machines - рассоединение машин и Signal Analysis - анализатор спектра сигнала (при звучащей машине мы сможем увидеть спектр сигнала, идущего от машины к Master). При соединенной машине, внизу у нее появиться полоса прокрутки - это панорама. Кликнув 2 раза на машину, мы получим список параметров сигнала, которые мы сможем изменить. К машине также можно подключить любой количество эффектов.
Программирование машин
Теперь, когда Вы создали свою первую машину и подключили ее к Master, нужно заняться ек программированием. Кликните на Pattern Editor (F2 ) и выберите машину, которую Вы хотите запрограммировать (ALT-M ). CTRL-ENTER создает новый паттерн, а CTRL-+ создает новые треки в паттерне (как каналы в трекере). Pattern Editor работает так же как и во всех трекерах типа Fast Tracker и Impulse Tracker . Перемещение по Pattern Editor осуществляется клавишами курсора, а также клавишами "PageUp " и "PageDown ". Также действуют клавиши "BackSpace " и "Delete " для удаления. Если Вы до сих пор не разбираетесь в трекерах, обратитесь на сайт MAZ-Sound за более детальной информацией. Передвигаясь по полям Pattern Editor, Вы можете наблюдать внизу коментарии, которые помогают начинающим трекерщикам в освоении BUZZ. Все параметры созданной Вами машины могут быть изменены в реальном времени (real-time). Для этого войдите в View Machines (F3 ) и 2 раза кликните на машину.
Пример программирования машины Jeskola Bass-2
Машина Jeskola Bass-2 (как и остальные) очень проста в использовании. Кликнув 2 раза на машине, Вы можете изменить любой ее параметр в реальном времени. В машине Jeskola Bass-2 этих параметров несколько. Рассмотрим их по порядку.
-
-
sine - синусоидальные импульсы
sawtooth - пилообразные импульсы
pulse - прямоугольные импульсы
triangle - треугольные импульсы
noise - искаженные импульсы (шум)
CutOff (частота среза фильтра)
Resonanse (резонансная частота фильтра)
EnvMod (частота модуляции)
Decay ("разложение" звука)
WaveForm (форма сигнала) - sine, sawtooth, pulse, triangle, noise
В Pettern Editor также возможно редактирование таких параметров как:
volume, lenght of note и slide end note
-
volume - громкость
lenght of note - длительность звучания ноты
slide end note - "съезд" ноты
Хотелось бы объяснить смысл эффекта slide end note. Если у Вас в поле Note стоит С-4 , а в поле slide end note стоит С-5 , то при воспроизведении Вы услышите как нота С-4 будет "съезжать" вверх к ноте С-5 . То есть Вы получите один сплошной звук ноты С-4 , высота которой будет стремиться вверх к ноте С-5 .
Следует заметить, что желаемые тембра следует получать посредством изменения параметров именно машин типа Jeskola Bass и добавлением к ним эффектов.
Программирование машины Jeskola Tracker
Программирование этой машины сродни программированию машины Jeskola Bass. В окне Track Editor Вы можете изменять высоту ноты, громкость и применять к сэмплу эффекты.
Список эффектов машины Jeskola Tracker:
-
01 - Volslide Down
02 - Volslide Up
03 - Porta Down
04 - Porta Up
05 - Tone Porta
06 - Vibrato
0A - Wave Offset
0B - Detune
0C - Note Cut
0D - Note Delay
0E - Retrig
Во втором поле Track Editor должен стоять порядковый номер сэмпла (wave), предварительно загруженного в WaveTable (F9 )
Wavetable
Для работы с WaveTable, он должен быть настроен в основных параметрах BUZZ (View/Preferences/WaveTable). Здесь следует нажать клавишу Add и выбрать директорию, где у Вас находятся сэмплы. Затем нажать ОК. В списке Wave Directories должна появиться выбранная Вами директория. Жмите ОК и переходите в окно WaveTable (F9 ). Справа в углу мы сразу увидим список директорий с сэмплами. Любой сэмпл можно прослушать, 2 раза кликнув на нем левой кнопкой мыши. Если сэмпл подходит следует нажать клавишу "<<" и сэмпл будет загружен в WaveTable редактора. Таким образом можно загружать и другие сэмплы, но при этом не забывая менять номер загружаемого сэмпла (левая верхняя колонка). Также можно сохранить уже загруженные сэмплы в формате WAV (44100, 16Bit, Mono) посредством нажатия клавиши ">>".
Использование Sequence Editor
В Sequence Editor происходит построение песни. Вы назначаете время игры патерна для каждой машины (каждого инструмента) в отдельности. Для создания нового машинного трека нажмите CTRL-ENTER . CTRL-B назначает начало песни (лупа), а CTRL-E - конец песни (лупа).
Список с правой стороны показывает все возможные варианты выбора готовых патернов для данного интсрумента. Кроме выбора патернов возможен выбор mute (клавиша "-") или brake (клавиша ","). Выбор патернов осуществляется нажатием на соответствующие клавиши - от 0 до 9 и от a до z .
HardDisk Recorder
Всегда хочется посмотреть на свое творение в WAV формате. Для этих целей в BUZZ встроен HardDisk Recorder. Использовать его очень просто, поэтому предоставляю Вам самим разобраться в нем.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ
PATTERN EDITOR
Вы можете использовать интерполяцию (Ctrl-I ) для сглаживания затухания между двумя параметрами в паттерне (для этого нужный отрезок паттерна должен быть выделен).
Клавиатурные команды
Движения курсора | |
---|---|
Стрелки | Двигают курсор |
(shift)Tab | Движение к следующему/предыдущему треку |
Page up/down | Движение на 16 строк вверх/вниз |
Home | Движение в начало строки |
End | Движение в конец строки |
Редактирование | |
---|---|
ZSXDCVGBHNJM | Базовые ноты октавы |
Q2W3ER5T6Y7U | Базовые ноты октавы + 1 |
I9O0P | Базовые ноты октавы + 2 |
. (точка) | Очистка поля под курсором |
Delete | Удаление строки под курсором |
Insert | Вставить пустую строку под курсор |
Shift +/- | Увеличить/уменьшить значение под курсором |
Ctrl+R | Рандомизатор выделенных значений |
Ctrl+I | Интерполяция выделенных значений |
Выделение | |
---|---|
Shift+up/down | Установить выделение |
Ctrl+B | Начало выделения |
Ctrl+E | Конец выделения |
Ctrl+U | Снять выделение |
Буфер обмена | |
---|---|
Ctrl+X | Вырезать выделение |
Ctrl+C | Скопировать выделение |
Ctrl+V | Вставить выделение |
Паттерн | |
---|---|
-/+ или Alt+P | Выбор паттерна |
Ctrl+Return | Создать новый паттерн |
Ctrl+Shift+Return | Создать копию паттерна |
Ctrl+Backspace | Свойства паттерна |
Ctrl+Del | Удалить паттерн |
Ctrl +/- | Добавить/удалить трек |
Другие | |
---|---|
<,> или Alt+W | Выбор сэмпла |
*,/ или Alt+B | Выбор базовой октавы |
Ctrl+up/down или Alt+M | Выбор машины (инструмента) |
Ctrl+L | соло-режим (только для генераторов) |
MACHINE EDITOR
Пытайтесь нажимать правую кнопку мыши на бэкграунде, машинах и стрелках - вы узнаете некоторые новые операции.
Cоздание машин
-
Дважды кликните на бэкграунд.
Выберите тип машины, которую Вы хотите создать.
Переименуйте ее или используйте название по умолчанию.
Нажмите OK.
Cоединение машин
-
Удерживая SHIFT, кликните левой кнопкой мыши на машину и не отпускайте ее.
Удерживая кнопку мыши, двигайте курсор на другую машину и отпустите кнопку.
Машины соединены.
Выбор усиления между машинами
-
Кликните на треугольник, который находиться на линии соединения двух машин и, двигая мышь вверх или вниз, соответственно увеличивайте или уменьшайте усиление.
Выбор стерео панорамы машины
-
Во всех машинах соединяемых с Master могут быть изменены значения панорамы. Значения панорамы регулируется ползунком, который располагается под названием машины.
SEQUENCE EDITOR
Клавиатурные команды
Движения курсора | |
---|---|
Стрелки | Движение курсора |
Page up/down | Движение на 16 строк вверх/вниз |
Home | Движение в начало строки |
End | Движение в конец строки |
Треки | |
---|---|
Ctrl+Enter | Cоздать новый трек |
Ctrl+Del | Удалить трек |
Ctrl+Left | Движение трека влево |
Ctrl+Right | Движение трека вправо |
Редактирование | |
---|---|
0-9, A-Z | Выбор паттерна из списка |
Пробел | Заглушить паттерн |
. (точка) | Очистка поля под курсором |
- (минус) | Установка |
, (запятая) | Установка |
_ (подчеркивание) | Установка |
Delete | Удаление строки под курсором |
Insert | Вставить пустую строку под курсор |
<br />
Луп(Loop) | |
---|---|
Ctrl+B | Установить начало лупа |
Ctrl+E | Установить конец лупа/песни |
Список паттернов | |
---|---|
Ctrl+Down | Следующий паттерн |
Ctrl+Up | Предыдущий паттерн |
MACHINES
Машины могут генерировать или изменять звук. Генераторы генерируют звук, а эффекты изменяют его. Ниже приведен список машин с коротким их описанием. Вы также можете сделать машины сами, используя Visual C++. Примеры машин с исходниками находятся в директории DEV.
Генераторы (Generators)
-
Jeskola Bass - A 303 style bass.
Jeskola Bass 2 - A 303 style bass also, just a better one.
Jeskola Bass 3 - Another 303 style bass.
Jeskola ES-9 - An early synth.
Jeskola Noise Generator - Just a noise generator.
Jeskola Organ - A nice organ, hehehe.
Jeskola Tracker - A sample based tracker.
Jeskola Trilok - A nice 303 bass drum.
Jeskola WaveIn - A wave in.
Geonik's PrimuFun - The PrimiFun Synth.
Geonik's Plucked String - A nice string synth.
Geonik's Omega Synth - Well it's an omega-1.
Geonik's DX Input - Allows live sound input.
Lipid IT Loader - Loads IT sample files.
Rout 808/909 - 808/909 style drum kits
Delta - Delta Synth
WaveAss - Mouse Drawing Synth
JoyPlug - Joystick Control Synth
PSI Corp's Drum&Ass - Drum Kit Pak (Goa,Jungle,Drum'N'Bass)
Эффекты (Effects)
-
Jeskola Wave Shaper - Applies different shapes to waves.
Jeskola Reverb - A mono reverb effect.
Jeskola Stereo Reverb - A stereo reverb effect.
Jeskola Reverb 2 - A enhanced mono reverb effect.
Jeskola NiNjA dElaY - A really cool stereo delay.
Jeskola Flanger - A nice flanger effect.
Jeskola Filter - Filters out selected sound ranges.
Jeskola Filter 2 - An enhanced filter.
Jeskola EQ-3 - A 3 band equalizer.
Jeskola Distortion - A distortion effect.
Jeskola Delay - A mono digital delay.
Jeskola Cross Delay - A stereo digital delay.
Jeskola Chorus - A mono chorus.
Geonik's Saturator - A volume limited distortion.
Geonik's Resonator - A two pole IIR resonator.
Geonik's Overdrive - Another distortion effect.
Geonik's Overdrive 2 - The recommended overdrive.
Geonik's Gate - The opposite of a compressor.
Geonik's Gapper - Just inserts gaps of silence into the input sound.
Geonik's Expression - A really sweet effect.
Geonik's Expression 2 - More of a really sweet effect.
Geonik's Dolby Surround - A Dolby surround encoder.
Geonik's DF Filter - Creates some interesting sounds.
Geonik's Compressor - A compressor.
Geonik's AutoPan - Positions and moves sounds in the stereo spectrum.
Geonik's Amplitude Modulation - Creates a slow tremolos to unusual sound distortions.
Geonik's 2p Filter - A lowpass and highpass filter.
Asedev sSpread01 - Positions sound in a room.
Asedev Psycho01 - A room simulator or spectral enhancer.
Asedev Gain01 - A gain effect.
Asedev Gain02 - Another gain.
Asedev Gain03 - One last gain.
Asedev a4pFilter01- A resonant 24dB filter.
Asedev a2pFilter01 - A less aggressive resonant 24dB Filter.
Chimp's FXor - Pretty much a ring modulator.
Chimp's Power Convertor+ - Wraparound distortion with inertia.
Chimp's PitchShifter - A pitch shifter.
Chimp's PitchShifter v1.0 - A pitch shifter too.
Dave's Smoother Drive - A simulated tape saturation/valve distortion.
Muon Smoother Drive - Another SmootherDrive.
Rout Splitter - Splits a mono signal into stereo.
RnR Distortion - This is a distortion machine.
KBP's Reversor - A nifty smooth sound reversor.
Comments