Сubase: приемы и трюки

Сегодня мы поговорим о различных трюках, неочевидных моментах и тонкостях, которые помогут сделать работу в Cubase более быстрой и удобной.

Эта статья будет постоянно обновляться, и пополняться новыми трюками и решениями. И мы надеемся, не без вашей помощи.  Если вы знаете какие-либо трюки, которые могли бы пополнить эту статью, не стесняйтесь оставлять их в фидбэке к этому материалу.

Наиболее интересные будут включаться в статью со ссылкой на автора.

Горячие клавиши

Первое, о чем хотелось бы рассказать – горячие клавиши. Использование горячих клавиш в Cubase позволяет существенно увеличить производительность работы и свести к минимуму неудобные операции.

Горячие клавиши выбора инструментов

Быстро изменить инструмент мы можем при помощи клавиш 1-9 на буквенно-цифровом блоке клавиатуры.

  • 1 - Курсор
  • 2- Выделение
  • 3- Ножницы
  • 5 - Ластик
  • 6 - Mute
  • 7 -Time Warp
  • 8 - Карандаш
  • 9 - Прослушка

Функциональные клавиши

  • F1 – помощь.
  • F2 – транспортная панель.
  • F3 – микшер.
  • F4 - шины.
  • F5
    – библиотека MediaBay.
  • F8 - видео проигрыватель.
  • F11
    – панель подключаемых VST-инструментов.
  • F12
    – окно мониторинга производительности.

Клавиши Alt и Control.

Клавиша Alt в Cubase многофункциональна:

  • Если перетаскивать фрагменты дорожки или ноты с
    зажатой клавшей Alt они будут скопировано в место перетаскивания.
  • Если зажать клавишу Alt и кликнуть по
    какому-либо месту на фрагменте дорожки или ноте, Cubase разрежет ее на две
    части в месте клика.

  • Если находясь в окне пиано-ролла зажать клавишу
    Alt, включится режим рисования (карандаш) на время ее зажатия.

Для перетаскивания фрагмента дорожки с одной дорожки на другую без изменения его положения на таймлинии, достаточно зажать клавишу Ctrl при перетаскивании.

Дублирование фрагментов при помощи Alt+Shift

Очень удобная возможность – дублирование клипов. Если перетащить нужный клип с зажатыми клавишами Alt+Shift программа создаст ее дубль. Отличие такого дубля от просто скопированного при помощи Alt клипа заключается в том, что при изменении одного из дублей изменятся все остальные.

Это очень удобно при работе с повторяющимися MIDI-партиями. Изменил один дубль – изменились сразу все остальные.

Shift + G

Одной из самых функциональных комбинаций горячих клавиш является союз Shift + G. Если вы работаете с музыкой, то должны вдвойне оценить сию замечательную функцию. Итак, что же делают эти две клавиши вместе. Для начала вам потребуется выделить любой объект или группу объектов в окне проекта, а затем нажать Shift + G.

И за одно мгновение произойдет следующее: локаторы автоматически будут установлены по началу и концу выделенного объекта (или группы объектов), курсор встанет на начало выделения, включится цикл и начнется воспроизведение.

Тем самым, вы одной комбинацией клавиш выполнили сразу 4 действия. Попробовав всего лишь раз, вам захочется возвращаться  к этой заманчивой комбинации вновь и вновь.

Прислал: Delirium Platinum.

Клавиши управления транспортом и записью

При помощи клавиш, расположенных на цифровом блоке клавиатуры мы можем управлять транспортом и записью.

  • Enter – плэй.
  • Ins – стоп.
  • Del - в начало трека (проекта).
  • 1 – переход к начальному маркеру (начало
    петли)
  • 2 – переход к конечному маркеру.
  • * - запись
  • / - Вкл/Выкл петли (loop)
  • плюс - промотать вперед
  • минус - промотать назад

Автосохранение

В Cubase существует возможность автосохранения проекта через заданный временной промежуток, но по-умолчанию она отключена. Активация функции автосохранения через каждые, скажем, 2 минуты, избавит вас от постоянной необходимости нажимать Ctrl+S, а для владельцев не очень стабильных компьютеров – вообще может стать настоящим спасением.

Для активации функции необходимо зайти в настройки программы (File->Preferences) и перейти на вкладку General:

Там мы имеем галочку Auto Save, включающую функцию автосохранения, а также параметры Auto Save Interval – временной интервал, через который будет производиться автосохранение, и Maximum Backup Files.

Последний параметр отвечает за количество сохраняемых бэкапов, с которых потом можно будет откатиться. Я рекомендую установить это значение равным хотя бы 5. Как показывает практика, бывали случаи (отмечу, на пиартском Cubase), когда файл проекта «погибал», не открывался и спасали только старые бэкапы.

Сами бэкапы будут храниться в папке с проектом и иметь вид Название_проекта-XX.bak, где XX – автоматически добавляеымый номер бэкапа. При необходимости восстановления старого бэкапа просто поменяйте расширение .bak на .cpr и открывайте проект.

Замрозка (Freeze) инструментов.

Для пользователей слабеньких компьютеров в Cubase имеется возможность заморозки инструментов. Что это значит? При заморозке дорожки с инструментом, Cubase экспортирует ее в аудио-файл и выгрузит инструмент до тех пор, пока вы его не разморозите. Это позволяет существенно сократить как нагрузку на процессор, так и объем занимаемой памяти.

Для заморозки инструмент-трека воспользуйтесь кнопкой фриза в левой панели Cubase в свойствах инструмент-трека:

Для заморозки VST-инструмента, добавленного через панель VST Instruments (F11) необходимо воспользоваться кнопкой заморозки в этой панели:

При нажатии на кнопку заморозки, Cubase запросит дополнительные параметры:

Freeze Instrument Only – будет заморожен только сам выход инструмента, канальная обработка продолжит работать в реальном времени.

Freeze Instrument and Channels – будет заморожен инструмент и вся его канальная обработка.

Параметр Tail Size отвечает за размер хвоста, захватываемого после завершения партии. Установите нужное значение параметра в секундах, если ваш инструмент обработан реверберацией или дилеем и имеет хвост.

Галочка Unload instrument when Frozen выгрузит инструмент из памяти на время заморозки.

Bounce

Если вы работаете с лупами или любыми другими длинными фрагментами аудио, из которых используются лишь единичные их части, либо с аудиосемплами без использования семплера, вам может пригодиться такая функция как Bounce (Audio -> Bounce Selection). Выделив нужный аудиофрагмент или несколько фрагментов и выполнив функцию Bounce мы сольем выбранные фрагменты в один физический аудиофайл.

В первом случае мы получаем экономию ресурсов, так как Cubase уже не будет подгружать полновесный WAV лупа, а оставит лишь нужную его часть, во втором случае мы можем сливать аудиосемплы в лупы.

Ставим семплы:

Рисуем небольшой пустой фрагменик в конце такта:

Далее баунcим:

Мы получили луп, с которым далее будет просто и удобно работать.

Расширенный стретч (Warp)

Очень часто возникает ситуация когда нужно выровнять запись с плавающим темпом. Это может быть как записанная живьем гитара, которую нужно выровнять под ритм, так и, например кусочек какой-либо старой композиции, сыгранной вживую. Рассмотрим такой стретч на примере гитары, а заодно и наглядный пример реализации дабл-трека.

Мы записали два дубля небольшой партии электрогитары, которые в дальнейшем собираемся развести в дабл трек – один в левый  стереоканал, другой – в правый. Я поместил в проекте две моно-дорожки и один групповой канал (стерео). Выход моно-дорожек был маршрутизирован на групповой канал, панорама раздвинута у первой дорожки влево, у второй вправо соответственно.

Таким образом, мы и получили дабл-трек.

Однако сыграно было не совсем ровно, и если мы послушаем гитару вместе с ритм-секцией, услышим совершенно очевидные косяки. Гитара расползается, причем как между стереоканалами так и с ритм-секцией в общем. Двойной клик по аудиоклипу откроет уже знакомый нам редактор, там переходим на вкладку Playback и выбираем режим Free Warp. Далее мы можем разрезать клип на нужное количество отрезков и стретчить каждый из них.

Клик в нужном месте установит маркер. Установив два маркера и потянув правый маркер в нужную сторону, мы масштабируем кусок, расположенный между ними, сделав его быстрее или медленнее соответственно. А так как маркеров можно добавлять бесконечное количество мы имеем возможность изменять темп фрагмента нужным нам образом в отдельных его местах, что очень удобно!

Нарезка лупов и использование Groove Agent One

Всем нам иногда приходится использовать элементы, вырезаемые из лупов. Как вариант, можно разрезать луп при помощи ножниц вручную, но в Cubase имеется гораздо более удобный и изящный способ. Добавим любой луп и дважды кликнем по нему. Мы попадаем в окно Sample Editor. В левой панели выбираем Hitpoints и регулируем ползунок Sensitivity:

И нажимаем Slice&Close. Далее дважды кликнув по дорожке, мы можем быстро удалить все ненужное, расставить фейды и провести другие процедуры по редактированию лупа.

В случае же использования в качестве драм-машины семплера Groove Agent One (в Cubase 5) если перетащить нарезанную дорожку на клавишу C1 семплера, луп будет загружен в семплер в виде нарезанных семплов, каждый из которых будет назначен на свою клавишу в Groove Agent.

Работа со скринсетами

Для более комфортной, быстрой и продуктивной работы в Cubase существует такая замечательная функция как создание скринсетов. Используя ее, вы сможете упорядочить и подогнать под себя размер и расположения рабочих окон проекта под свои нужды и будете иметь возможность вызвать любую необходимую для вас комбинацию при помощи комбинаций горячих клавиш (Alt+Pad 1, Alt+Pad 2 и т.д.).

Итак, нажав клавишу W (по умолчанию), вы вызываете раздел Organize Workspaces, который поможет вам создать, назвать, сохранить и при необходимости заблокировать нужный вам скринсет.

В этом разделе создаете новый скринсет нажав на команду New. Выделяете скринсет в списке, сворачиваете окно проекта, вызываете к примеру микшер клавишей F3 и растягиваете до желаемого размера. Таким вот незамысловатым образом вы можете создать необходимое вам количество скринсетов не только отдельных элементов вроде микшера или окна Pool, но и различные комбинации окон.

Все в том же разделе Organize Workspaces вы сохраняете созданные вами скринсеты и при желании можете заблокировать их. Блокируются они с целью избежать сохранения изменений, сделанных во время работы со скринсетом. И, что самое замечательное, вам не нужно создавать новые скринсеты для каждого вашего проекта, достаточно перекинуть интересующие вас пресеты в категорию Global, и вы сможете вызвать готовый набор окон в любом другом вашем проекте. Комфорт и скорость работы стоит того, чтобы потратить немного времени и настроить программу под свои нужды.

Прислал: Delirium Platinum.

Быстрое определение и подгон темпа

  1. Кидаем
    в проект какой-либо луп (просто чтобы задать темп).
  2. На
    другую дорожку загружаем вокал. Включаем в пуле (Ctrl+P) либо в Sample Editor
    на вокале режим Musical Mode.
  3. Дважды
    щелкаем на аудиоклипе вокала, в первой вкладке Definition
    включаем Manual Adjust.
  4. Перетаскиваем
    первый зелёный маркер на то место, где по смыслу должна быть первая доля (либо
    с самого начала, либо затакт, либо послетакт).
  5. Закрываем/свёртываю Sample Editor.
  6. С
    включенной привязкой к биту перетаскиваем вокал на первый удар лупа (либо на
    нужный, в зависимости от наличия затакта, послетакта, но всё равно с включенной
    привязкой).
  7. Далее
    снова открываем Sample Editor и по смыслу растягиваю/сжимаю остальные оранжевые
    маркеры с зажатой клавишей Ctrl. Сверху будет
    указываться параметр Tempo с точностью до
    сотых, а вокал будет автоматически подгоняться под луп и звучать как надо.
  8. После
    всех манипуляций в Sample Editoe во вкладке Process
    жмем Flatten и выбираем алгоритм стретча MPEX режим Solo Musical.

Прислал: Wadowad.

Пока это все

На данный момент это все.

Не забывайте делиться вашими приемами и трюками, ведь именно благодаря им мы сможем сделать нашу работу в Cubase еще более быстрой и удобной.

15 февраля 2010

Подпишись на наш ВКонтакте

и узнавай о новостях первым!
Serge Sky 15 февраля 2010 14:10
спасибо, очень полезная инфа! Вот бы еще для Лоджика такое описание!
Ответить  
DJrelex 15 февраля 2010 14:47
rpamoTHO
Ответить  
sandy asia 15 февраля 2010 15:15
спасибо интересно
Ответить  
Archon / Resistance 15 февраля 2010 17:29
Тим, спасибо за статью! Можете мне подсказать, как переименовать вот это

Безымянный @ Archon
Ответить  
XSerDJ 15 февраля 2010 21:17
В Cubase уже давно не сижу, но помню клавишу "p" (англ.), которая выставляет левый и правый локатор по выделенному фрагменту, очень удобно.
Ответить  
DJrelex 16 февраля 2010 2:07
Ctrl +d-клонирует выделеное
Ctrl +z-шаг назад (напимер ошибся или запарился)
Ответить  
BENGALSKY 16 февраля 2010 17:13
у кубейса автоматизация не гнётся как в лоджике:(
Ответить  
Polyphonica 16 февраля 2010 20:57
Про кнопочку "W" bazus.ru/wp-content/ uploads/113.jpg не все знают что эта кнопка записи автоматизации и она экономит кучу времени. Очень удобно! Например нажимаешь ее на любом vst плагине или Vst синтезаторе во время воспроизведения и крутишь любую крутилку или фейдер на плагине или синте и все эти манипуляции записываются в реальном времени т.е. рисуется автоматизация. При желании можно откоректировать нажав на канале "показать автоматизацию трека". Кстати советую руссифицировать куб по начало неудобно а потом плюсы проявятся сами собой.
Ответить  
Polyphonica 16 февраля 2010 20:57
Ответить  
Serge Sky 16 февраля 2010 23:45
Врагу не посоветую русифицировать музыкальный проф. софт (впрочем, перевод от самого производителя иногда бывает вполне адекватен, но штайнберг с русским не дружит))
Ответить  
DJrelex 16 февраля 2010 23:51
A U MENIA SX3 NA RUSKOM
Ответить  
Serge Sky 17 февраля 2010 0:29
Помню, как однажды после русификации Sound Forge обнаружил кнопки "Отконения", "Молоток волны" и ещё добрый десяток волшебных названий. Поржал, снёс и прекратил эти извращенства навсегда))
Ответить  
DJrelex 17 февраля 2010 1:56
vse v norme nikakih anomaliy
Ответить  
Dj Alba 17 февраля 2010 12:03
спасибо! открыл для себя несколько новых полезностей!
Ответить  
VILTSEV 18 февраля 2010 22:13
Спасибо за такую информацию,для таких дилетантов как я,она очень полезная! Респект!
Ответить  
Misha Mag 21 февраля 2010 11:13
Огромное спасибо, столько возможностей открылось))
Меняю FL Studio на Cubase Wink
Ответить  
$an4e$ 2 марта 2010 18:53
У меня такая проблема - не работают Ctrl+Z, Ctrl+X, Ctrl+C, Ctrl+V... В Key Commands всё нормально - никаких конфликтов, всё настроено, а оно не работает (( Вообще почти ни одна горячая клавиша не работает.. Кто что посоветует?
Ответить  
переключить раскладку клавиатуры
Ответить  
$an4e$ 8 марта 2010 19:45
Мда... Насмешил конечно... Я типа придурок без мозгов

Есть у кого какие идеи нормальные?
Ответить  
chasb 19 марта 2010 23:22
один знакомый в студии работает в кубе так...
открывает проект с готовыми настройками
типа каждая дорожка отвечает за свой инструмент и соответственно настроена ...эквалайзер ... компрессор...обработка...
интересно можно ли где нибудь скачать уже готовый шаблон ...порылся в нете и ничего подобного не нашёл.
может не так искал...
понимаю, что у каждого своё видение что и как должно звучать...
Ответить  
Evgeny Lobanoff 3 апреля 2010 19:33
музыка есть состояние души а не готовый шаблон !
Ответить  
chasb 4 апреля 2010 17:27
DJ Lobanoff
ты прав недавно убедился в этом сам.
настройки старого проекта уже не катят в новом,
так, как всё сильно зависит от ...короче дофига фактов...
Ответить  
Misha Mag 16 мая 2010 7:15
DJ Lobanoff
Правильно сказано!
Ответить  
Артём Galliano 2 июля 2010 3:14
во фрукте очень крутая фича есть с варпом!
он там в стандарте выложен!
при помощи варпа и компрессора можно замутить кач!
любой басс будет неимоверно качать!
Ответить  
Артём Galliano 2 июля 2010 3:16
подскажите пожалуйста,как можно добиться эффекта накачки в cubase 5?
чтобы бас круто приглушался под удары?
просто компрессор не спасает..всего лишь частичное снижение громкости дает...а хочется провала звука!
Ответить  
Misha Mag 30 ноября 2010 15:16
Вот поэтому я досихпор сижу в фл =)
Ответить  
worldprince 20 января 2011 17:51
а как же вы забыли про bitenergy.org
Ответить  
DJ ElectroToxic 26 января 2011 11:22
Спасибо!!!
Ответить  
eskobara 6 февраля 2011 1:14
Как делать свинг?
Ответить  
eyau 24 мая 2011 21:15
DJ Misha Maq Zalei plz CUBASE 5 v failobmennik ! Budu o4en' rad...zhdu...potom ssylku suda zalei ok ?!
Ответить  
De-I 23 сентября 2011 13:42
Объясните, помогите)
Итак, у меня есть уже некое количество дорожек, которые естественно попадают на мастер канал. Почему мастер (Stereo out) играет и в stereo in?? Я вот хочу еще гитару добавить создаю Mono канал, а записывает естественно не гитару, а все что идет в мастер канал?? Нажимаю F4 ставлю в Device Port все, что только можно - не исправляет ситуацию. также пишет ВСЕ! Кто знает в чем причина. а и да, в Device setup я выставляю, где драйвер там все In'ы которые тока возможны.
Ответить  
Написать комментарий
Ваш комментарий